Российский рекламный мир
Как обычно, пока весь рекламный мир говорит о мультикультурности, российская реклама находится на стадии первичной стабилизации. В принципе, России приходилось сталкиваться с мультикультурным аспектом, причем еще в эпоху существования Советского Союза: тогда, приезжая в восточные республики, можно было увидеть легендарную троицу Маркс-Энгельс-Ленин, но в узкоглазом варианте. Тем не менее, до сей поры никаких разговоров о мультикультурном маркетинге не велось, скорее всего, потому, что это — более продвинутый маркетинг, и наша страна к нему еще не готова.
И поскольку все наши маркетологи с удовольствием соглашаются с тем, что даже на Западе мультикультурный фактор не везде и не всегда учитывается, то проще всего сказать, что мультикультурность в российском маркетинге — дело будущего. Впрочем, российская реклама, действительно, до сих пор не сталкивалась с необходимостью быть адаптированной к другим культурам. К тому же, российских потребителей принято считать более или менее однородной массой, поэтому не стоит беспокоиться ни о субкультурах, ни о коммьюнити-маркетинге.
Понятие мультикультурный маркетинг имело бы смысл серьезно обсуждать в случае, когда российские агентства стали бы более продвинутыми, а главное, - если бы их продукция выходила на западные рынки. Тогда, конечно, пришлось бы серьезно призадуматься: а для кого мы, собственно, делаем продукт: для Юго-Восточной Азии, Европы, Бельгии, Испании, Чехии? Или для геев, фанатов керлинга и т.д.? Поскольку на данный момент ни одно из российских агентств целенаправленно не работает, такой проблемы не существует. Правда, дважды нам удавалось продавать наши ролики: один раз ролик Перепелкина для Irn Brew со страусами, другой раз — с рексоновской дамой в черном и новым кремом-антиперсперантом «клик-клик». Наши компании продают за границей и некоторые продукты.
Например, в ряде европейских стран продается «Морс» от Вимм Биль Данн. Самый ходовой русский товар за границей, естественно, водка, которая издавна экспортируется из России. Но, в отличие от морса, который сам по себе является продуктом, не имеющим аналога, водка сталкивается как с конкуренцией, так и с мультикультурным аспектом. Так, когда компания «РУСТ» вывела свою водку «Русский Стандарт» на американский рынок, ей пришлось переделать дизайн бутылки, потому что, по мнению американцев, она выглядела очень консервативно.