Советы о товарных знаках
Что, где, как и когда делать с регистрацией знаков?
Ответ на вопрос: «Что делать?» - довольно прост.
Нужно с учётом сказанного выше разработать какое-либо конкретное обозначение и заявить его на регистрацию как товарный знак и/или знак обслуживания. Вы можете выполнить такую разработку сами, или с помощью сторонних специалистов-разработчиков.
В первом случае Вы как «и швец, и жнец и на дуде игрец» естественно приобретаете на своё и только на своё имя права владеть, пользоваться и распоряжаться знаком как до, так и после его официальной регистрации.
Во втором случае Вам в договоре о разработке проекта знака надо чётко оговорить, что сторонние специалисты после расчёта за оказанные ими услуги:
- во-первых, повсюду и навсегда лишаются каких бы то ни было авторских прав на своё творение,
- во-вторых, никому, нигде и никогда не будут предлагать такое же или сходное до степени смешения обозначение как знак для любых товаров и услуг.
Особо отметим, что даже в странах, где приняты кириллические алфавиты, Вы для экономии средств при последующей регистрации в странах с латинской графикой можете создавать словесные знаки и регистрировать их «для домашнего употребления» с применением латиницы.
Гораздо сложнее сформулировать ответы на тесно взаимосвязанные вопросы: «Где, как и когда регистрировать знаки для товаров и услуг?»
Дело в том, что знаки реально необходимы лишь на тех географических сегментах мирового рынка, на которых Вы реально оперируете или намерены оперировать в ближайшие год-два и далее. Очевидно, что при выходе на рынок только одной страны, будь то Россия, Украина, Белоруссия, Китай, США и т.д., Вы должны начать регистрацию с соответствующего национального Патентного ведомства. При этом никакого официального разрешения на регистрацию знаков за границей не требуется.
Если этим ведомством будет Роспатент, Укрпатент или Белпатент, которые попарно связаны двусторонними соглашениями о взаимном признании полномочий заявителей и патентных поверенных, то Вы можете и сами, не обращаясь ни к кому, подать заявки на регистрацию товарных знаков.
Во всех прочих патентных ведомствах Вам придётся действовать через официально зарегистрированных патентных поверенных. Они укажут те данные, которые Вы должны будете представить для регистрации, и суммы затрат на оплату официальных пошлин и/или сборов и своих услуг.
Однако если Вы одновременно оперируете на рынках многих стран, то множественная регистрация даже одного знака потребует весьма существенных затрат времени и денег. Поэтому целесообразно воспользоваться теми возможностями для экономии средств, которые предусмотрительным бизнесменам предоставляют Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
Парижская конвенция действует практически во всех странах мира. Она даёт каждому заявителю в течение шести месяцев с даты приоритета, которая установлена в стране первой подачи заявки, просить в любой стране-члене Союза по охране промышленной собственности тот же самый «конвенционный» приоритет. Тем самым первый заявитель может воспрепятствовать умыканию знака недобросовестными конкурентами в других странах.
Мадридское соглашение ратифицировано гораздо меньшим количеством стран. Так, среди его участников до сих пор отсутствуют Бразилия, Великобритания, Индия, США, Канада и Япония. Однако такие крупные товаропроизводители, как Германия, Китай, Россия и Франция признают на своей территории международную регистрацию знаков.
Поэтому в случаях выхода отечественных производителей на мировой рынок можно с целью экономии средств разумно сочетать национальную и международную регистрацию знаков. В заключение следует ещё раз обратить внимание на вынесенный в заголовок статьи слоган и пожелать Вам, уважаемые читатели, успехов на ниве превращения Ваших знаков для товаров и услуг в фирменные знаки качества.
Мы будем рады ответить на интересующие вопросы и дать более подробные консультации.