Рубрикатор

Библиотека
Немного об охране авторских прав в Web

Немного об охране авторских прав в Web

Юристы — тоже наши люди
Мэтт Стразницкас | Matt Straznitskas

Все знают, что появление Web создало огромное количество рабочих мест для специалистов (как творческих, так и технических). Однако остается практически незамеченным, что Web может обеспечить работой и еще одну группу профессионалов — юристов, специализирующихся на охране интеллектуальной собственности.

Каждый день все больше текста, изображений и звуков публикуется в Web. При этом стремительно увеличивается потенциал возможных разногласий по вопросу собственности на информацию такого рода. Действительно, один из самых распространенных вопросов, который задают клиенты моей фирмы, таков: «Как можно защитить свои фотографии, графику и рисунки от интерактивного пиратства?»

Проблема прав на интеллектуальную собственность не нова. Самые разные организации, занимающиеся публикациями в Web, пытались получить исключительное право использования информации, помещаемой в сеть. В то же самое время очень многие, начиная от популярных музыкантов и кончая огромными интернациональными корпорациям, были обвинены в присвоении работ, выполненных кем-то другим.

Copyright Act — это федеральный закон, который был разработан для разрешения проблем защиты авторских прав. Он защищает широкий диапазон произведений, включая рисованные и графические изображения, видеоизображения и другой аудио- и видеоматериал, записи и литературные произведения. При нарушении авторских прав этот закон предусматривает выплату виновными потерпевшей стороне компенсации в размере до $100 000.

Хотя большинство людей хорошо знакомы с концепцией авторских прав, удивительно, что и издатели, и судебная власть с трудом интерпретируют этот закон. Не так давно журнал New York Times выиграл судебный процесс против внештатных авторов, которые утверждали, что они должны были получить вознаграждение за перепечатку их статей на Web-узле Times. Если бы статьи были перепечатаны в каком-либо другом виде, то весьма вероятно, что суд вынес бы решение в пользу авторов. Очевидно, что юридическая система пока что борется с этим новым средством массовой информации.

Еще один назревающий судебный процесс — спор между телекомпаниями и любителями самых популярных программ. Производители популярных телешоу «Star Trek» и «X-Files» требуют, чтобы создатели Web-узлов для «фан-клубов» соблюдали закон об авторском праве, удалив изображения типа фотографий актеров. Многие люди чувствуют, что такие требования нереальны и утверждают, что их Web-узлы предназначены для личного пользования, а не для получения прибыли. С другой стороны, владельцы авторских прав, включая авторов, музыкантов и художников, утверждают, что они должны иметь возможность контролировать, что происходит с их работами. Эти специалисты считают, что без исключительного права собственности они не смогут оценивать рыночную стоимость своих произведений.

Ожидая еще большего числа судебных процессов против нарушителей авторских прав, компании типа Digimarc начали разрабатывать «водяные знаки», создающие невидимые пометки в цифровых файлах (типа графики и музыки) с информацией об авторском праве. Интерактивный издатель Playboy защищает свое достояние с помощью Web-графики, включающей информацию о создании изображения, принадлежности и условиях распространения.

Но даже работая с водяными знаками, необходимо помнить, что Web — это интернациональное средство публикации. В настоящее время закон об авторском праве действует только в Соединенных Штатах. К счастью, была сформирована Всемирная организация интеллектуальной собственности | WIPOWorld Intellectual Property Organization, призванная решать проблемы интеллектуальной собственности в Web. WIPO составила соглашения, которые защищают права собственности авторов и художников. Эти соглашения ожидают ратификации по крайней мере в 30 странах.

Если соглашения WIPO не будут ратифицированы и самодеятельные издатели смогут свободно распространять незаконные копии всего (от музыки до книг), то, возможно, художники и законные издатели не смогут получать прибыль от своей работы. Если Internet станет источником краденых материалов, то честных покупок почти не останется. (Например, меломаны уже могут незаконно и бесплатно скачивать целые альбомы.) В результате может произойти снижение уровня исходной творческой активности. Хотя о юристах редко говорят хорошо, но в этом случае они все-таки тоже наши люди.

Эта статья появилась в выпуске Hartford Business Journal от 11 марта 1998 года.
Логотип компании АБОВЕ