Дополнение к иным основаниям для отказа в регистрации товарного знака.
Понятие товарного знака (знака обслуживания) и его оценка с точки зрения соответствия критериям охраноспособности.
В соответствии с той же статьей 7 Закона РФ не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:
1. Известные на территории Российской Федерации фирменные наименования, принадлежащие другим лицам с более ранним приоритетом.
Решение задачи по учету этого критерия представляет определенные сложности для экспертов и вызывает справедливые вопросы со стороны заинтересованных лиц.
Отсутствие единого государственного реестра наименований фирм в настоящее время и нереальность его создания в ближайшем будущем делает невозможным создание одноименного реестра для экспертов патентного ведомства. Но если бы даже такой фонд существовал, он не позволил бы экспертизе использовать этот критерий хотя бы потому, что необходимо было бы, чтобы реестр наименований фирм содержал бы перечень товаров и услуг по каждой фирме, учитывая правомерность ссылки на наименования предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Наличие такого серьезного препятствия, с одной стороны, и размытые контуры механизма оценки “известности” фирмы на территории Российской Федерации, с другой стороны, не позволят экспертизе в обозримом будущем уменьшить работу органам, рассматривающим споры, связанные со столкновениями товарного знака с фирменным наименованием.
Существуют различные варианты разрешения этой проблемы в зарубежных странах. Однако при анализе ситуации не надо забывать о том, что товарный знак и фирменное наименование имеют различное функциональное значение и то, что может быть зарегистрировано в качестве фирменного наименования, не всегда будет отвечать требованиям, предъявляемым к товарным знакам.
2. Промышленными образцами, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам.
Этот критерий сложен для восприятия человеку, который имеет представление только о товарном знаке или только о промышленном образце. На начальном этапе изучения возникает естественный вопрос о том, где проходит граница между объемным товарным знаком и промышленным образцом. Поиск ответа на этот вопрос лежит в области, определяющей цель защиты этих двух объектов промышленной собственности.
Потому что в одном случае можно претендовать на патент с присущим ему атрибутом авторского права, а в другом - на свидетельство о регистрации товарного знака для отличия товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других физических или юридических лиц.
А эксперты, ведущие экспертизу того и другого объекта промышленной собственности проводят поиск в необходимых случаях как в фондах товарных знаков, так и в фондах промышленных образцов.
3. Названиями известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства без согласия обладателя авторского права или его правопреемников.
4. Фамилиями, именами, портретами известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, или Государственной Думы, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации.
Этот критерий толкуется весьма по-разному специалистами различных стран и, естественно, имеется богатый опыт и практические заделы у экспертов Российского ведомства.
Имеющийся опыт отечественной экспертизы позволяет говорить о сложностях как в части определения степени известности фамилии или имени, так и в вопросе оценки факта принадлежности последних к достоянию истории и культуры.
Известность фамилии, иногда даже скандальная, является в связи со своей сильной функцией рекламоспособности весьма привлекательным элементом, который, будучи включенным в состав товарного знака, позволяет владельцу использовать коммерческий потенциал такого товарного знака для получения сверхприбыли. И именно коммерческая сторона вопроса является причиной ожесточенных споров между претендентами на ту или иную известную фамилию, разбирательство которых начинается на этапе государственной экспертизы, а заканчивается, порой, в различных судебных инстанциях.
При этом не стоит забывать о существенной переоценке роли в обществе многих известных российских фамилий на нынешнем историческом этапе развития России. Эти фамилии, как правило, предавались анафеме до начала перестройки, и правопреемники как у нас в стране, так и за рубежом не могли использовать указанные выше известные российские фамилии в качестве товарных знаков, зарегистрированных в патентном ведомстве доперестроечной России.
В настоящее время наблюдается рост числа заявок на регистрацию товарных знаков, использующих фамилии российских предпринимателей царской эпохи. Для вынесения решений по таким заявкам экспертиза требует у заявителя материалы, подтверждающие их право на известную фамилию, которые ему довольно трудно предоставить, если учитывать сложность сохранения таких материалов на различных этапах исторического развития России в двадцатом веке.